ВЕЛИКАЯ
БУЛГАРИЯ |
Булгарский
историко-культурный сайт |
|
|
|
Гаяз
Исхаки |
"Духовным
завещанием" |
В одном
из писем, которое он назвал "Духовным завещанием", Исхаки
обращается к юной девушке Хамиде из Тампере. В письме содержатся
размышления писателя о судьбе тюркского мира, истории тюркских
народов и перспективах их развития.
И вот что пишет классик булгарской литературы о своей нации: |
|
Обратимся
теперь к нашему, т. е. волжско-уральскому народу. Кто это - тюрки
или татары? В V веке нашей эры в Поволжье основываются Булгарское
и Хазарское государства. Все их население - тюркское. В тот период
эти государства играли чрезвычайно большую роль в торговых отношениях
между Европой и Китаем, сохранении мира в регионе. Около восьми
веков [Булгарское государство] развивается совершенно самостоятельно.
В 992 году его население принимает Ислам. Народ
этого государства - булгары, говорившие на тюркском языке.
В первой четверти XIII века в Поволжье вторглись двадцать туменов
из войска Чингиз [хана] и присоединили Булгарию к Монгольскому
государству. Большинство воинов из этих туменов остались в Поволжье.
Восемнадцать туменов из двадцати были сформированы из разноплеменных
тюрков, а два составляли монголы, называвшиеся татарами. Поскольку
и Чингиз [хан], и его знать также носили имя татар, русские распространили
его на всех [тюрков] пришедших [на Волгу]. В
подражание русским нас стали называть татарами и европейцы.
Однако два тумена татар очень быстро растворились среди тюрок,
потеряв свой язык и религию, и стали мусульманами. Из этого и
без всех объяснений очевидно, в какой мере мы тюрки и до какой
степени татары. Народ, населяющий Поволжье и Приуралье, - тюркский
народ. Конечно, у нас есть небольшой процент монгольской, калмыцкой,
финно-угорской и русской крови. Но подавляющее
большинство народа, и причем наиболее цивилизованное большинство,
всегда составляли булгары ... |
|
Источник: |
Гаяз
Исхакый. Собрание сочинений. Казань, 1998. |
Комментарий
и перевод Рашида Аль Булгари: |
Этот
отрывок из "Духовного завещания" Исхаки булгарской
молодежи очень красноречив. Автор неизменно верит в лучшее будущее
своего народа, как верил он в него и в дни, когда, раздираемый
неизбывной душевной болью, писал свою утопическую повесть. И тогда,
и в 1954 году, незадолго до смерти, он неизменно оставался
одинаково верен своему идеалу, своим принципам, своей борьбе. |
|
|