С. Х. Алишев

 

Видный казанский историк (КФАН СССР).

 

"Имеют место утверждения о том, что на рубеже XIV-XV вв. булгарская народность существовала, Это - так. Но удивительно и странно другое: там же одновременно утверждается, что развитие булгарской народности прекратилось, Возникает вопрос, а куда же она исчезла? По мнению некоторых авторов, начинается XV век и начинается новая народность - так называемая  народность казанских татар. Между тем, для образования новой народности, как утверждают советские ученые, необходим срок, по крайней мере, в 200 лет. А тут и пятидесяти лет нет! В действительности, в XV-XVI вв. никакая новая народность не образовалась, а продолжала свое существование и переживала следующий этап своего развития та же, но уже более развитая булгарская  народность…»

 

Отдельно существовавших булгарской народности и народности казанских татар не было. Термин "народность казан­ских татар" - это термин, возникший в советское время.* Нельзя говорить об образовании новой народности только потому, что  мы называем булгар XVVI вв. казанскими татарами.…И если мы  теперь называем эту народность "татарской", то отдаем дань лишь современности, т.к. фактически это - булгаро-кыпчакская народность. Если бы в начале ХХ в. в Казани, когда шел спор о названии нации, приняли в качестве ее названия "булгары" (как предлагали те, кто хорошо знал историю происхождения народа), то  название "казанские татары" не было бы выдумано.

 

...мишари... нельзя их считать отдельной народностью. Потому  что они были наделены общими с булгарами признаками: одна территория - Среднее Поволжье; один язык; одна общественно - эконо­мическая система - феодализм; одна духовная культура, развивавшаяся под воздействием религии - ислам и др.

 

...Некоторые отличия в языке и культуре мишарей от казанских татар не дают права считать их отдельной народностью. Известно, что в XV в. рязанский русский не понимал русского же человека

из Великого Новгорода. Тем не менее, никто их не рассматривал и не рассматривает как отдельные народности". Стр.113-116

 

"…языковая сторона гипотезы о "монголо-татарской основе" современных татар весьма туманна. Нам почти ничего не известно относительно языка тюрков, которые служили в войсках Чингиза и Батыя". Стр.240

 

"...многие деятели культуры татарского, а также  башкирского (Г. Чукрый) народов до самого ХIХ в. называли себя по старинной традиции по месту рождения или учения - эль-Болгари,  т.е. Булгарский. Длинный список таких эль-Булгари приводится в трудах Ш. Марджани. У татарского народа сохранилось множество преданий о булгарских временах, богатырях и царях, например "Жизнь Алпа и основание города Булгара", "Святые города Булгара" "Похищение Акбики" и др.

Потомками древних булгар казанские татары являются не только по легендам. Они выступают конкретными продолжателями традиций древней Булгарии в областях письменной и педагогической культуры, религии, и обычаев, а также в области государственной жизни (торговля), архитектуры и изобразительного искусства". Стр.244-245

 

 

Источник:

К вопросу об  образовании булгаро-татарской народности. - Исследования по  исторической диалектологии татарского языка. Казань, 1985г. 

Hosted by uCoz